«О ходе реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в рамках регионального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» национального проекта «Жилье и городская среда»
Уважаемый Василий Юрьевич!
Уважаемые коллеги!
Общий объем жилищного фонда, признанного аварийным по состоянию на 1 июля 2019 года, составляет 236 тысяч квадратных метров (760 домов), в которых проживает 12 тысяч 525 человек.
Это как многоквартирные дома, признанные аварийными, так и дома блокированной застройки, которые не входят в региональный проект.
Данный аварийный фонд расположен в 27-ми муниципальных образованиях
(Азовский, Багаевский, Боковский, Белокалитвинский, Зерноградский, Каменский, Константиновский, Красносулинский, Мартыновский, Матвеево-Курганский, Миллеровский, Морозовский, Октябрьский, Пролетарский, Сальский, Тацинский, Усть-Донецкий, Цимлянский районы, города Гуково, Донецк, Зверево, Каменск-Шахтинский, Новочеркасск, Новошахтинск, Ростов-на-Дону, Таганрог, Шахты).
Во исполнение «майского» Указа Президента Российской Федерации 2018 года (от 07.05.2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года») утвержден региональный проект «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» национального проекта «Жилье и городская среда».
В рамках регионального проекта реализуются мероприятия по расселению аварийного фонда, признанного таковым на 1 января 2017 года.
Региональным проектом предусмотрено в срок до 1 сентября 2025 года обеспечить достижение двух целевых показателей:
- расселение 159 тысяч 620 квадратных метров аварийного фонда;
- переселение 8 тысяч 880 человек.
Более 80% вышеуказанного аварийного фонда приходится на шахтерские территории (124,53 тыс. кв. метров).
Финансирование мероприятий по ликвидации вышеуказанного аварийного фонда осуществляется из трех источников:
за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ (далее – Фонд ЖКХ),
областного бюджета,
местных бюджетов.
Всего предусмотрено 8 миллиардов 578 миллионов рублей, в т.ч.:
средства Фонда ЖКХ – 7 миллиардов 809 миллионов рублей,
средства областного бюджета – 627 миллионов рублей,
средства местных бюджетов – 142 миллиона рублей.
Паспортом Регионального проекта предусмотрен План мероприятий по его реализации.
В данный План включены 4 мероприятия:
Первое мероприятие регионального проекта предусматривает утверждение в срок до 1 апреля 2019 региональной адресной программы переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда.
Мероприятие выполнено в установленный срок. В 2016 году принята областная адресная программа по расселению аварийного фонда, признанного начиная с 1 января 2012 года. Фактическая реализация ее началась в 2018 году (2017 год – подготовительный этап). Действие ее распространялось на дома, признанные аварийными до 1 июня 2016 года; расселению эти дома подлежали в срок до 2030 года.
В целях реализации Регионального проекта внесены необходимые изменения программу: в нее включены дома, признанные аварийными до 1 сентября 2017 года, срок реализации мероприятий сокращен до 1 сентября 2025 года, уточнены источники финансирования мероприятий (средства консолидированного бюджета Ростовской области и Фонда ЖКХ). Программа делится на 7 этапов, каждый из которых реализуется в течение 2-х лет.
Второе мероприятие регионального проекта предусматривает заключение в срок до 1 июля 2019 соглашения с Фондом ЖКХ на оказание финансовой поддержки на расселение непригодного для проживания жилищного фонда.
Мероприятие выполнено досрочно: 24 апреля 2019 решением правления Фонда ЖКХ заявка Ростовской области согласована. Соглашение с Фондом подписано 25 апреля 2019 года.
средства Фонда в размере 30% - 192 миллиона рублей (аванс) от заявленной суммы, поступили в областной бюджет 29.04.2019).
Третье и четвертое мероприятия регионального проекта предусматривают в срок до 1 сентября 2025 года реализовать мероприятия, предусмотренные региональной адресной программой переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда, используя механизмы, обеспечивающие соблюдение жилищных прав граждан, установленных законодательством Российской Федерации.
К исполнению данных мероприятий мы уже приступили.
В текущем году на этап 2019-2020 годов предусмотрены средства в сумме 1 миллиард 306 миллионов 250 тысяч рублей, в том числе:
средства Фонда ЖКХ – 640 миллионов рублей;
средства областного бюджета - 556 миллионов рублей;
средства местных бюджетов– 110 миллионов рублей.
Данные средства планируется направить на переселение 765 семей (1919 человек) из аварийного жилищного фонда площадью 29 тысяч квадратных метров, в том числе в текущем году 46 семей (140 человек) будут отселены из 2 тысяч 250 аварийных метров.
Данный фонд расположен в 14 муниципальных образованиях
(Багаевский, Белокалитвинский, Миллеровский, Сальский, Тацинский, Цимлянский районы, города Гуково, Донецк, Зверево, Новошахтинск, Новочеркасск, Ростов-на-Дону, Таганрог, Шахты)
Соглашения на финансирование со всеми муниципальными образованиями подписаны.
В настоящее время муниципальными образованиями проводится работа по объявлению торгов на приобретение жилых помещений и ведется оценка стоимости аварийных квартир.
Преобладающим способом реализации мероприятий является предоставление гражданам возмещения стоимости за принадлежащие им жилые помещения.
Наиболее часто реализуемый в предыдущие годы способ переселения «приобретение жилья путем долевого участия в строительстве» в настоящее время практически не применим.
С учетом вступивших в силу изменений, внесенных в Федеральный закон № 214 об участии в долевом строительстве, для застройщиков, в связи с введением проектного финансирования, предполагающего возможность использования средств по заключенным договорам только после ввода дома в эксплуатацию, участие в программных мероприятиях становится затруднительным.
Министерством строительства Ростовской области направлено обращение в Фонд ЖКХ с просьбой инициировать исключение обязанности использования застройщиками счетов – эскроу при заключении договоров долевого участия в строительстве с органами местного самоуправления при приобретении ими жилых помещений для последующего их предоставления гражданам в рамках реализации социальных жилищных программ. Фондом направлено соответствующее обращение в Минстрой России. Данный вопрос в стадии рассмотрения.
Одним из способов выхода из сложившейся ситуации может быть рассмотрено строительство органами местного самоуправления социального жилья для последующего предоставления переселяемым гражданам.
На сегодняшний день только в Миллеровском районе реализуется социальный проект комплексной застройки, заказчиком по которому выступает местная администрация.
Для обеспечения эффективной реализации запланированных мероприятий министерством строительства области заключены соглашения с органами местного самоуправления, в соответствии с которыми муниципалитеты обязаны:
- обеспечить приемку приобретаемых жилых помещений во вновь построенных домах, с участием комиссий, в состав которых включаются представители органов государственного жилищного надзора, органов архитектуры, органов государственного пожарного, санитарного и строительного надзора; организаций, эксплуатирующих сети инженерно-технического обеспечения, а также представителей общественности;
- руководствоваться положениями типовых форм, утвержденных решением правления Фонда ЖКХ, при заключении муниципальных контрактов;
- заключать договоры на приобретение жилых помещений в домах с госэкспертизой проектной документации;
- приобретать жилые помещения при условии соответствия их технических характеристик перечню, утвержденному методическими рекомендациями Минстроя России;
- обеспечить информирование переселяемых граждан о сроках переселения, в том числе, путем размещения на фасаде домов информации о дате признания дома аварийным, запланированных сроках переселения граждан, ответственных за переселение граждан в субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании.
- обеспечить вовлечение в оборот земельных участков после сноса расселенных домов.
По данным органов местного самоуправления, на всех домах размещены информационные таблички (556 домов).
Качественно данная работа выполнена администрациями Белокалитвинского, Каменского районов.
В отдельных муниципальных образованиях (города Гуково, Донецк, Ростов-на-Дону) качество выполнения данной работы оставляет желать лучшего. Рекомендую главам муниципальных образований взять этот вопрос на личный контроль.
На сегодняшний день профинансированы мероприятия на сумму 205 миллионов 387 тысяч рублей, в том числе:
45 миллионов 890 тысяч рублей – это средства Фонда,
159 миллионов 497 тысяч рублей за счет средств областного бюджета.
Заключены муниципальные контракты на переселение 98 семей (295 человек) из 6-ти тысяч 230 квадратных метров непригодного жилья.
На сегодгяшний день у нас обозначились как лидеры, так и аутсайдеры.
Так, городом Зверево запланированные мероприятия завершены в полном объеме, Тацинским районом мероприятия реализованы на 83,2%, городом Гуково на 74,4%, Новошахтинском на 50%.
Отдельно остановлюсь на муниципалитетах, которые не достаточно активно реализуют регпроект.
Так, на сегодняшний день еще не приступали к финансированию власти в городе Ростове-на-Дону.
При наибольшем объеме запланированных средств - за счет всех источников предусмотрено
423 с половиной миллиона рублей – фактическое финансирование не началось.
На сегодняшний день администрацией города Ростова-на-Дону объявлены аукционы для приобретения жилья для 130 семей, на проведение мероприятий по оценке стоимости 19 помещений из 115, подлежащих выкупу.
Проблемным вопросом является отсутствие постановлений по изъятию земельных участков (данные мероприятия начаты, но продлятся не менее 3-х месяцев).
В городе Донецке выполнена оценка стоимости всех подлежащих расселению в рамках этапа 2019-2020 годов 60 семей.
Однако заключить соглашения с гражданами не возиожно, так как местная администрация не предусмотрела в установленный срок в местном бюджете обязательную долю софинансирования (доля софинансирования 13%, или 10,3 миллионов рублей).
В 2019 году переселение граждан из аварийного жилья будет реализовываться по тем механизмам, которые предусмотрены действующей редакцией Жилищного кодекса.
Собственникам при переселении предоставляется иное жилое помещение, приобретенное на первичном или вторичном рынке жилья, либо выплачивается возмещение стоимости за изымаемое жилое помещение.
Гражданам, проживающим в муниципальном жилье, предоставляется иное жилое помещение.
Проблемой является отсутствие маневренного фонда для временного проживания граждан до обеспечения их жилыми помещениями, либо выплаты возмещения стоимости.
По данным органов местного самоуправления в Ростовской области имеется 11,3 тысячи квадратных метров маневренного фонда и всего лишь 6,6 тысяч квадратных метров (58%) пригодны для проживания.
Предлагаю в целях формирования достаточного маневренного фонда поручить органам местного самоуправления до конца текущего года провести инвентаризацию имеющегося на их территории маневренного фонда, а так же предусмотреть средства на приведение его в пригодное для проживания состояние.
Одной из задач национального проекта «Жилье и городская среда» является снос аварийных домов после их расселения.
По информации муниципальных образований, местные бюджеты сформированы с дефицитом, в связи с чем отсутствует возможность предусматривать средства на реализацию этих мероприятий.
Учитывая это, Правительством Ростовской области планомерно ведется работа по выделению средств не только на расселение, но и последующий снос домов.
За последние 2 года более 44 миллионов рублей из областного бюджета направлено на снос отселенных домов.
В 2017 году снесено 103 дома за счет средств резервного фонда Правительства Ростовской области
В 2018 году сносен 121 дом.
32 дома – средства местных бюджетов;
3 дома - внебюджетные источники;
86 домов – резервный фонд Правительства Ростовской области.
В 2019 году планируется выделить средства на снос 47 домов.
Однако, не смотря на поставленную задачу о повторном вовлечении в оборот земельных участков, в отдельных территориях освобожденные строительные площадки, обеспеченные всеми коммуникациями, не используются по назначению.
Так, из резервного фонда в течение последних трех лет выделяются средства для сноса домов в городах шахтерских территориях.
Город Гуково, потратив на снос 74 домов 32 миллиона рублей, не использует ни один земельный участок по назначению.
Город Донецк, снеся за 5 миллионов 9 аварийных домов, не использует ни один участок для нового строительства.
Город Новошахтинск, направив 7 миллионов на снос 23 домов, до сих пор не принял меры для начала строительства на этих участках.
Учитывая, что органами местного самоуправления земельные участки изымаются в муниципальную собственность после завершения расселения дома, а также то, что на снос аварийного фонда направляются средства областного бюджета, предлагаю рассмотреть вопрос обязания органов местного самоуправления формировать «дорожную карту» дальнейшего использования участков.
В Ростовской области создана региональная комиссия по рассмотрению обращений по вопросам качества жилых помещений, предоставленных гражданам при реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Все обращения по вопросам качества предоставляемого жилья в рамках программы аварийного отселения поступают на рассмотрение комиссии и находятся на контроле Фонда ЖКХ.
В настоящее время какие-либо обращения в комиссию не поступали.
В завершении доклада хочу отметить, что несмотря на имеющиеся нерешенные вопросы, цели достижимы, всем понятны задачи, для выполнения которых необходима постоянная активная работа.
Таким образом, мероприятия по исполнению регионального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» не находятся в зоне риска.
Спасибо за внимание.